«Организация взаимодействия участников образовательного процесса ДОУ в вопросах формирования здорового образа жизни».
«Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».
В.А. Сухомлинский
см. Презентацию
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Значимость данной темы определена в Законе «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечение выживания, защиты и развития детей.
Потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. Этим и определяется актуальность выбранной нами темы.
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Следует особенно выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества ДОУ с семьей. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду и в семье, обеспечение его управляемости. Управление целесообразно организовывать на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ДОУ и образовательного социума, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка в условиях «ДОУ – семья, семья - ДОУ».
Цель программы: Создание единой системы взаимодействия педагогов и родителей в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Наша программа направлена на реализацию ряда задач:
1. Проанализировать проблему формирования представлений о здоровом образе жизни в ДОУ и в семье. На основе анализа определить сущность представлений участников образовательного процесса о здоровом образе жизни.
2. Формировать основы здоровьесберегающей компетентности у всех участников образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
3. Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка. Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.
4. Систематизировать разностороннее педагогическое просвещение родителей о значимости здорового образа жизни и о значении физической деятельности в ДОУ и семье.
5. Разработать методические рекомендации для родителей по вопросам оздоровления детей. Оказывать адресную квалифицированную помощь родителям по данному вопросу силами специалистов ДОУ.
6. Ввести новые форм работы с семьёй с целью повышения уровня мотивации детей и родителей на ведение здорового образа жизни.
7. Повысить правовую и педагогическую культуру родителей и педагогов для усиления их ответственного и сознательного отношения к воспитанию здорового образа жизни детей.
8. Разработать и систематизировать практический материал для педагогов, с целью использования в работе по формирования здорового образа жизни.
Новизной инновационной образовательного программы МБДОУ – д/с № 9 «Организация взаимодействия участников образовательного процесса ДОУ в вопросах формирования здорового образа жизни» является:
Новизна для ДОУ
- Создание организационно-педагогических условий, влияющих на развитие преемственных связей формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ - семья, семья - ДОУ» .
- Разработка модели реализации преемственного формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ - семья, семья - ДОУ».
- Внедрение технологий, способствующих выстраиванию партнёрских отношений всех участников процесса – педагогов, воспитанников, родителей.
- Создание системы работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников на основе комбинаторики технологий.
Новизна для детей
- Развитие двигательной активности посредством применения нестандартного физкультурного оборудования.
- Приобщение к здоровому образу жизни в процессе с взаимодействия с членами семьи.
- Положительный эмоциональный настрой на образовательную деятельность.
Новизна для родителей
- Формирование у родителей сознания необходимой целенаправленной и целостной работы, тесной взаимосвязи, преемственности дошкольного учреждения и семьи.
- Приобщение к здоровому образу жизни и активному семейному досугу.
- Повышение психологического и физического здоровья семьи.
Сущностью инновационной программы является создание модели, условий в ДОУ, обеспечивающих развитие личности ребенка на основе охраны и укрепления физического, психического здоровья, и формирования основ здорового образа жизни.
Сроки реализации программы: сентябрь 2016г. – май 2019г.
Программа реализуется в 3 этапа
Первый этап– поисково-теоретический.
Второй этап– опытно – экспериментальный.
Третий этап– заключительно – обобщающий.
На данный момент коллектив МБДОУ № 9 находится на 1 этапе реализации. Нами проанализирована проблема формирования представлений о здоровом образе жизни в системе «ДОУ –семья, семья – ДОУ», составлен паспорт инновационной программы и разработана дорожная карта по её реализации.
Реализация всех этапов предполагает достижение следующих результатов:
Для детей:
- снижение уровня заболеваемости;
- становление и проявление здоровьесберегающей компетентности;
- повышение уровня адаптации к окружающему миру (в т.ч. к обучению в школе).
Для педагогов:
- Повышение качества работы по физкультурно-оздоровительному направлению;
- Обеспечение взаимодействия всех сотрудников ДОУ по данной проблеме;
- Повышение уровня профессиональной и правовой компетентности по формированию основ здорового образа жизни;
- Использование новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников.
Для родителей:
- Проявление интереса к вопросу своего здоровья и оздоровления детей;
- Активное участие в работе по физическому развитию, формированию основ здорового образа жизни и оздоровлению детей;
- Повышение уровня правовой и педагогической культуры здорового образа жизни (освоение положительного опыта семейного воспитания);
- Проявление активной воспитательной позиции по вопросам оздоровления детей (принятие помощи педагогов и специалистов ДОУ).
Программа интегрирует работу педагогов и родителей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу — воспитание человека с большой буквы, человека физически, психически и эмоционально здорового.